В России растет популярность
автомоек самообслуживания
Сэкономить, самостоятельно полив свой автомобиль водой и пеной, — эта европейская мода распространяется в России. Пока, однако, мойки самообслуживания более рентабельны в сочетании с обычными постами
Мойка по-европейски
В Европе мойки для экономных еще в начале 2000-х уже были на каждом шагу, теперь мода на них дошла и до России. В южных регионах, а также в Санкт-Петербурге и Калининграде они существуют уже несколько лет, а вот жители Москвы, Центральной России и северных регионов страны только начинают мыть автомобили самостоятельно. По данным 2GIS, в Москве работает более 2,5 тыс. автомоек, из них только 40 — самообслуживания.
Помыть машину самостоятельно стоит в среднем в два-три раза дешевле, чем на обычной мойке, это и обеспечивает новой услуге популярность. В день через одну такую мойку может проходить до 500 машин, выручка — доходить до 1 млн руб. в месяц, а расходы можно сильно сократить за счет экономии на зарплатах: на мойке дежурит один администратор, в отличие от классической точки, где в каждом боксе должны работать посменно минимум два мойщика.
Люди не гордые
«Мне говорили: у нас в России люди гордые, никогда сами машины мыть не будут», — вспоминает основатель компании Wave-S Андрей Шестаков. Но прогнозы скептиков не сбылись: за 2015 год он выручил около 80 млн руб., продав 32 комплекта оборудования для моек самообслуживания. Его комплекты одни из самых недорогих на рынке — Шестаков их сам производит в России.
В 2006 году предприниматель зарегистрировал ООО «Кристальный мир» (в 2014 году изменил название юрлица на «Чистую планету») и начал продавать немецкое оборудование для классических автомоек. К 2012 году он все чаще стал получать заказы на технику для моек нового типа. «Когда нас начали дергать со всей России, я понял, что пора менять профиль», — говорит Шестаков.
Перестроиться оказалось несложно: оборудование для моек самообслуживания было таким же, оставалось только настроить возможность использовать его в автоматическом режиме. Для этого Андрей нанял двух программистов, которые написали ПО для терминала управления, и двух инженеров — они создали чертежи для новых плат. На оплату их труда ушло около 2 млн руб., разработка заняла год. Производить оборудование Андрей решил сам: размещал заказы на изготовление металлических коробов, плат и экранов на подмосковных заводах, детали, которые в России не производили — помпы высокого давления, купюроприемники, пистолеты, — заказывал в Италии, Канаде и Германии.
Что такое автомойка самообслуживания
Главная особенность автомоек самообслуживания — отсутствие штата сотрудников. В боксах дежурит один администратор, а автовладельцы сами моют свои машины. Кроме привычных моечных постов на такой автомойке есть терминал с кнопками управления опциями, купюро- и монетоприемником, в котором «зашита» плата с программным обеспечением.Чтобы самостоятельно помыть машину, клиент должен внести деньги в терминал и выбрать режим: мойка водой высокого давления, мойка пеной, обработка воском и др. Клиент платит за время мойки — вода, пена или воск поступают в шланг до тех пор, пока в терминале есть деньги (остаток виден на экране). Обычно помыть авто пеной и водой удается за пять минут, потратив 100–160 руб.
Как открыть автомойку
Чтобы открыть автомойку, владельцу придется пройти ряд согласований и получить пакет разрешающих документов. Так, например, если участок расположен у трассы или в спальном районе города, предпринимателю придется получить разрешение на ведение автомоечных работ, самостоятельно провести коммуникации (воду, канализацию, электричество) и организовать подъезды к площадке. Все эти работы могут обойтись в сумму до 3 млн руб. и затянуться примерно на год. Тем, кто открывается на площадке, принадлежащей торговому центру или промышленному предприятию, проще: все согласования и затраты на строительство ложатся на плечи собственников.
Чтобы открыть автомойку, владельцу придется пройти ряд согласований и получить пакет разрешающих документов. Так, например, если участок расположен у трассы или в спальном районе города, предпринимателю придется получить разрешение на ведение автомоечных работ, самостоятельно провести коммуникации (воду, канализацию, электричество) и организовать подъезды к площадке. Все эти работы могут обойтись в сумму до 3 млн руб. и затянуться примерно на год. Тем, кто открывается на площадке, принадлежащей торговому центру или промышленному предприятию, проще: все согласования и затраты на строительство ложатся на плечи собственников.
В обещанные основателем Wave-S 10 млн руб. можно уложиться, приобретя самое дешевое оборудование и экономя на всех этапах запуска, считает Вячеслав Коломиец из «Аллес». Шесть постов в «Аллес» будут стоить около 4–6 млн руб., строительство боксов и установка — еще около 4,5 млн руб., очистные сооружения обойдутся в 500 тыс. руб., благоустройство и реклама — от 500 тыс. до 1 млн руб. Не меньше 200 тыс. руб. придется ежемесячно отдавать за аренду: место с хорошим трафиком (площадки у ТЦ и на въезде в спальные районы) — главное условие успешной работы